«О принятии чрезвычайных антикризисных мер по спасению и возрождению Российского села»

Резолюция Внеочередного съезда Партии Возрождения Села

10 октября 2013, г. Москва

«О принятии чрезвычайных антикризисных мер по спасению и возрождению Российского села»

По всем базовым, жизненно образующим условиям положение селян за последние двадцать пять лет резко ухудшилось. Сельская бедность коснулась более 40% жителей российской глубинки. По размеру средней заработной платы сельское хозяйство находится на последнем месте. Большинство сельских жителей не проходят медицинского обследования и не могут позволить себе нормальное лечение. В сельской местности самая высокая смертность, в том числе среди детей.

На селе почти полностью прекращено жилищное строительство, закрыто 15000 клубов, 4300 библиотек, 22000 детских садов, 14000 школ, в массовом порядке закрываются медицинские учреждения. За это время исчезло более 30 тысяч сельских населенных пунктов, а из оставшихся - треть практически обезлюдела.

По сути, отказ от развития отечественного животноводства повлек за собой резкое сокращение рабочих мест, как в самом селе, так и на заготовительно-перерабатывающих предприятиях малых городов. Неудивительно, что только по официальным данным Росстата, запериод 2005-2011гг. сельское хозяйство России потеряло свыше 1,12 млн. рабочих мест.

Массовая безработица, отсутствие возможности получения профессионального образования для молодёжи, доступного культурного досуга породили на селе ощущение безысходности, неверия в свои силы. Село дошло до края отчаяния. Оно вымирает в прямом и переносном смысле. Идет тотальный процесс исхода из села трудоспособного населения, а многие из тех, кто остается, превращаются в люмпенов, маргиналов, спиваются.

Основными причинами катастрофического положения социальной сферы села являются порочные, преступные по своим результатам, аграрные реформы, проводимые в России на протяжении более двух десятилетий, в результате которых сельскохозяйственное производство прекращено более чем на 40 миллионах гектаров земли. Это площадь пашни Франции и Германии вместе взятых. Даже во времена татаро-монгольского ига или нашествия гитлеровских полчищ такого земельного разора на Руси не было. Российский крестьянин испокон веков жил по заповеди: «Помирать собрался, а рожь сей».

По уровню материально-технической оснащённости и механизации сельского хозяйства современная Россия находится где-то на уровне конца 1960-х годов. За период с 1990 г. по 2011 г. среднее количество тракторов, приходящихся на 1000 гектаров пашни, сократилось с 11 до 4, зерноуборочных комбайнов – с 6,6 до 3, кукурузоуборочных комбайнов – с 12,4 до 1, а свёклоуборочных машин – с 16,5 до 3. Одновременно с этим снизился объём вносимых удобрений в расчёте на  гектар с 88 до 39 кг., а удельный вес обработанных минеральными удобрениями земель - с 66% до 46%.

Крупные оптово-розничные сети, а также перекупщики, монополизировавшие торговлю продовольствием, при полном попустительстве со стороны государства, независимо от уровня закупочных цен, регулярно повышают розничные цены на основные виды продуктов питания, получая баснословные прибыли, оставляя при этом производителям сельскохозяйственной продукции гроши.

Основным средством противодействия спекулянтам и перекупщикам сельскохозяйственной продукции и поставляемых на село товаров, является сельскохозяйственная кооперация. Но её развитие в стране только имитируется. На сегодня доля продукции и услуг, поставляемых через сельскохозяйственную кооперацию, ничтожна. Она не составляет и 1-го процента от общего объёма услуг, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Поставки продовольственной продукции из-за рубежа превышают 60%, а в крупных городах-миллионерах и вовсе достигают 80%. Но и эти зарубежные поставки не спасают граждан России от значительного сокращения в своём рационе питания мяса и мясных продуктов, объём среднегодового потребления которых на душу населения за период 1990-2011 годы сократился  с 75 до 67 кг. С учётом же резкого падения качества мясной продукции в силу уничтожения системы сертификации и контроля качества продовольствия, а также многократно возросшей степени имущественной дифференциации населения, когда доходы 10% населения в 70 раз превышают доходы малоимущих слоёв населения, реальное потребление мясной продукции бедными слоями населения упало на 40-60%.

Аналогичная ситуация складывается с потреблением молока и молочной продукции, которое в расчёте на одного жителя России за период 1990-2010гг. сократилось на 36% – с 387 до 246 литров. Душевое потребление рыбы и рыбных продуктов ниже отметок 20-летней давности на 25% (с 20 до 15 кг.), а сахара – на 21% (с 47 до 37 кг.). Рост душевого потребления фруктов в 1,6 раз, а овощей в 1,16 раз компенсируется стремительным падением качества продовольствия, бесконтрольным наплывом дешёвого импорта и концентрацией подавляющей части потребления в сегменте 20% населения с доходами выше 25 тыс. рублей.

Интересы 30 миллионного сельского населения России во многом подчинены интересам нуворишей, наживающих свои состояния за счёт разорения российского села. И без того крайне скудная и недостаточная государственная поддержка (менее $10 млрд. или 0,6% ВВП) либо оседает в карманах перекупщиков и спекулянтов, либо присваивается коррумпированными чиновниками.

В результате этих причин и всё нарастающего диспаритета цен идёт массовое банкротство сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое усугубляется вступлением России в ВТО в условиях, когда они вынуждены конкурировать с зарубежными товаропроизводителями, получая от нашего государства поддержку в расчёте на гектар пахотной земли в 35-40 раз ниже, чем в США, ЕС и Японии. Такая конкуренция сравнима с боем на ринге школьника с боксёром - профессионалом.

На сегодня в России нет внятной концепции развития села, а отработка схем развития сельской территории, закладка социальных и экономических основ устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства осуществляются эмпирически на уровне отдельных регионов. При этом игнорируется имеющийся положительный опыт развития села как в развитых странах, так и в дореволюционной и Советской России.

Государство, ввергнув село в экономическую разруху, окончательно добивает его морально, позволяя в средствах массовой информации и искусства безнаказанно унижать и оскорблять жителей и работников сёл и деревень. Слова «деревня», «село», «колхоз» – звучат с экранов, страниц и из уст известных в стране людей как нечто недостойное и унизительное, формируя негативное отношение к селу, особенно у молодёжи.

Внеочередной съезд Партии Возрождения Села заявляет о неприятии указанной политики в отношении Российского села и необходимости срочного принятия, следующих первоочередных антикризисных мер по его спасению и возрождению:

  • Увеличить до уровня не менее 10% от расходной части федерального бюджета средства на финансирование комплексного развития всех структурных подсистем АПК.
  • Восстановить разрушенную за годы «реформ» сельскую социальную инфраструктуру, включая: строительство дорог, жилья, сельских школ, медицинских учреждений, домов культуры, почтовой и телефонной связи, магазинов газификацию, электрификацию и т.д. Предусмотреть в этих целях ежегодное выделение бюджетных средств не менее 4% расходной части бюджета;
  • Осуществить комплексную застройку и восстановление сельских населенных пунктов в виде агрогородков, предусматривающую одновременно как производственную, так и социальную инфраструктуру и обеспечивающую сельскому населению занятость и нормальные условия культуры и быта;
  • Обеспечить поддержание цен на продукцию, закупаемую у сельскохозяйственных товаропроизводителей, в размере, позволяющем не менее чем  90% отечественных товаропроизводителей вести расширенное воспроизводство. В противном случае государство должно компенсировать им потери в доходах за счёт изымания доходов у производителей энергоносителей и иных средств производства для села, превысивших цены, которые были заложены в расчёт рентабельности сельскохозяйственной продукции при согласовании их с государством;
  • Существенно увеличить объём скрытой поддержки аграриев, в том числе за счет радикального снижения ставок налогов и сборов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В Японии и США на долю скрытых форм поддержки (экспортно-импортных кредитов, гарантий и поручительств по внешнеторговым операциям, субсидирования цен на топливо и услуги естественных монополий, возмещение НДС и прочих налогов, компенсацию расходов на НИОКР) приходится от 1,5 до 2,5% ВВП, тогда как в России менее 0,5% для всей экономики.
  • Ограничить произвол перекупщиков. Дать право ФАС при наличии подозрений в сговоре в одностороннем в досудебном порядке возвращать цены на продукты питания (и прочие социально значимые товары) на исходные уровни. Судебные разбирательства могут длиться от нескольких месяцев до полугода, что может нанести непоправимый урон экономике и обществу.
  • Возродить разрушенную систему сертификации производимого и импортируемого продовольствия, а также ужесточить контроль качества сельскохозяйственной  продукции с целью пресечения ввоза вредных и опасных для здоровья продуктов питания. На их долю приходится от 35 до 70% всего импорта продовольствия.
  • Осуществлять приоритетную поддержку трудовых форм ведения сельскохозяйственного производства: крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов-колхозов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
  • Предоставить производителям сельскохозяйственной продукции и техники налоговые стимулы для создания им равных условий конкуренции с глобальными ТНК.
  • Обеспечить кадровый потенциал руководителей и специалистов всех органов управления сельским хозяйством на основе наличия у кандидатов на замещение вакантных должностей обязательного профильного образования и опыта работы в сельскохозяйственном производстве.
  • Законодательно установить трудовой характер землепользования в России, в соответствие с которым земля при любом праве землепользования должна быть в руках тех, кто на ней работает. Государственная регистрация гражданско-правовых сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения должна осуществляться только при условии, если покупатель или арендатор докажут, что они приобретают (берут в аренду) землю не для размещения капитала, или перепродажи, а для производства сельскохозяйственной продукции;
  • Принять реальные меры по развитию сельскохозяйственной кооперации путём предоставления производственным кооперативам субсидий и субсидированных кредитов на выкуп используемой ими земли и создания за счёт средств бюджета материально-технической базы  потребительских кооперативов, путём строительства достаточно мощных, технически и технологически хорошо оснащённых предприятий по снабжению, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции,  способных эффективно обслуживать как мелких так  и средних  сельскохозяйственных товаропроизводителей данного региона.
  • Повысить престиж сельскохозяйственного труда и сельской жизни в общественном мнении через средства массовой информации. Ввести административную и уголовную ответственность за действия и высказывания, порочащие жителей и работников села, унижающих их достоинство.

Для осуществления вышеуказанных антикризисных мер нужны денежные средства.

Партия Возрождения Села источниками таких средств видит:

  1. Увеличение собираемости налогов с нынешних 70% до общеевропейских 80-85% - даст дополнительно 1,5 трлн. Рублей;
  2. Пресечение незаконного вывозка капитала – даст 1,3 трлн. руб.;
  3. Дополнительное налогообложение Газпрома и нефтяных сырьевых монополий (металлургия, удобрения, лесная промышленность и т.д.) - даст 1,5 трлн. рублей;
  4. Введение винно-водочной монополии – даст 700 млрд. руб.;
  5. Переход к прогрессивной шкале налогообложения доходов населения (когда налог с богатых будет как в Европе) - даст более 1 трлн. Рублей;
  6. Направление части средств золотовалютного резерва на финансирование модернизации сельского хозяйства. В настоящий момент на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках без дела лежит порядка 6,8 трлн. рублей. Даже 350-500 млрд. рублей было бы достаточно, чтобы профинансировать модернизацию производства АПК и простимулировать сельскохозяйственных товаропроизводителей закупать отечественную сельхозтехнику. На эти средства следует компенсировать часть затрат на закупку отечественной техники, строительство элеваторов (30% хозяйств их не имеют), модернизацию изношенной на 75-80% базовой энергетической и транспортной инфраструктуры.

Как видите – деньги для возрождения села России есть!

Нужна политическая воля власть имущих!

Возродим село – спасём Россию!

10.10.2013