В настоящее время наметилась уверенная тенденция положительного прогресса в развитии отечественного сельского хозяйства и стремление руководства страны превратить хаотическое движение в системный аграрно-производственный процесс.
Сегодня мы начинаем понимать, что, топча собственными ногами собственные богатства, мы импортируем суррогаты, которые невозможно, а чаще – вредно, принимать внутрь. (При этом, стоит обратить внимание, что на прилавках наших магазинов стоят – в числе прочего съедобного и несъедобного импорта – продукты из дальней маленькой страны, расположившейся на мизерном участке выжженной пустыни!.. )
Мы, наконец, приходим к осознанию необходимости искоренить ненавистный термин «импортозамещение» и начать производить продукции гораздо более высокого качества в десятки раз больше, полностью обеспечивать население качественной продукцией и экспортировать в те государства, где ее не хватает, тем самым полномерно решая проблемы продовольственной безопасности не только в России.
Нельзя не отметить довольно успешное (хоть и разрозненное) развитие ряда крупных агропредприятий. Это достижение государственной политики, программы «Приоритетный национальный проект развития АПК», других мер государственной поддержки АПК.
Сегодня правительство РФ, министерство сельского хозяйства РФ начинают нащупывать инновационные решения, и уже есть надежда на разработку не абстрактной стратегии, а конкретной, детальной концепции возрождения деревни и развития деятельности АПК.
Для того, чтобы произошло желаемое «чудо», НЕОБХОДИМО БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНО НАЧАТЬ РЕФОРМУ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ социально-производственным процессом в отечественном аграрном секторе: не «усилить меры государственной поддержки», а именно РЕФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ развитием и аграрного сектора и вернуть ему статус Аграрно-Промышленного Комплекса России (АПК РФ).
Именно этого ждут крестьяне, ждет наше сельское хозяйство. Именно так происходит в странах, желающих процветания и добившихся оного.
II. Предстоящие задачи.
Создание системных, защищенных специальным законом условий для возвращения крестьян к своим домам, своему историческому труду, для развития и процветания малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве.
Восстановление социальной сферы на селе.
Ревизия, возвращение в хозяйственный оборот и эффективное использование брошенных земель сельхозназначения.
Восстановление частного огородничества, садоводства и виноградарства.
Промышленное восстановление отечественных сортов фруктов, плодов и овощей.
Формирование отечественного сельскохозяйственного и продовольственного рынка.
Восстановление всех форм сельской кооперативной системы, обществ взаимного кредитования (ОВК), взаимного страхования и механизмов микрофинансирования.
III. Необходимые государственные меры.
«Дорожная агрокарта России» (ДАР), основанная на восстановлении института государственного заказа, разработки и эффективного использования механизма Глобального договора Государственно-частного партнерства.
Освобождение сельскохозяйственной деятельности от всех видов сборов в Государственный бюджет (за исключением налога на прибыль).
Утверждение – Указ Президента РФ – унифицированного механизма функционирования отечественного агропромышленного промышленного комплекса, Государственной управляющей компании — Государственного уполномоченного — генерального заказчика, целью которой станет организация – под эгидой и в структуре Министерства сельского хозяйства РФ – последовательной системы алгоритмов производства, заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции и продуктов питания посредством восстановления механизма государственного заказа и создания Глобального Договора государственно-частного партнерства на основе интеграции крестьянских хозяйств в систему объединений сельхозпроизводителей и агропромышленников «СоюзАгроПром» (и всех остальных структурных, инфраструктурных и инкорпорированных организаций и предприятий, приведенных в Блок-схеме, приложенной к настоящим тезисам), осуществляющих свою деятельность под коллективным контролем в целях взаимной выгоды, оздоровления конкуренции, снижения издержек за счет сокращения накладных расходов, обеспечения большей доли рынка, объединения организационно-технических возможностей (в том числе – создавая Агропромышленные парки) и, соответственно, гарантированной выгодной реализации собственной продукции (проект Указа Президента РФ «О создании ГУК «РОССЕЛЬПРОМ» и блок-схема Проекта «Дорожная Агрокарта» прилагаются).
Предоставление режима максимального благоприятствования инвестиционным (отечественным и иностранным) потокам в сельское хозяйство страны.
Привлечение частных инвестиций в течение 3-5 лет и доведение консолидированного актива до эквивалента 1 триллиона $.
Обязательное функциональное подчинение ОАО «Россельхозбанк» – как специализированного кредитно-финансового учреждения – миссии, планам деятельности и решениям Министерству сельского хозяйства РФ (с возвращением представителя министерства сельского хозяйства в Наблюдательный Совет РСХБ).
Ревизия целевого использования сельхозугодий и проверка на законность сделок по отчуждению в пользу третьих лиц крестьянских наделов (паев), предоставленных государством.
Ревизия неиспользуемых/ используемых не по назначению земель сельхозназначения (угодий и неугодий).
Строительство (а где возможно — посильное восстановление) системы мелиорации.
Создание 1 млн. подворий, КФХ, семейных ферм для многодетных и молодых семей на условиях комплексного форвардного финансирования с закреплением за семьями-пайщиками создаваемых основных средств на выкупной основе.
IV.Планируемые результаты.
Экономические результаты:
Увеличение объемов производимой продукции.
Снижение цен на товары продовольственного назначения за счет увеличения объемов продукции, создания контролируемого рынка и совершенствования аграрного законодательства.
Обеспечение рентабельности сельскохозяйственного производства и, как следствие, создание ситуации реальной возвратности вкладываемых финансовых средств (государственных инвестиций, внешних и внутренних заимствований ) с достойной прибылью.
Повышение уровня материального благосостояния крестьянства (как работодателей, так и работников) и, как следствие, уверенный рост населения.
Гарантированное формирование необходимой продовольственной «подушки» (Госрезерва), необходимой для исполнения Доктрины Продовольственной Безопасности.
Вытеснение термина «импортозамещение», как результат развития отечественного сельхозпроизводства.
Уверенный выход на коммерческий экспорт и достойное участие РФ в гуманитарной продовольственной помощи третьим странам.
Социальные результаты:
Создаются условия для жизнедеятельности граждан, населяющих сельские территории и прибывающих в результате осуществления настоящей концепции.
На фоне повышения уровня жизни, улучшения качественных социально-бытовых показателей меняется и качество сознания представителей крестьянского сообщества.
В процессе созидательной работы Общероссийского профессионального союза отечественных сельхозпроизводителей (СОС «РОССЕЛЬПРОФ») формируется сеть образовательных заведений – Профсоюзная Академия Сельскохозяйственного Образования (ПАСХО), рекрутинговые, медицинские, спортивные, рекреационно-оздоровительные, культурно-просветительные и прочие социальные учреждение, уровень и состояние которых отражают уровень развития любого цивилизованного государства.
Резко снижается фон социальной напряженности и межличностной агрессии.
Обозначается уверенность в результатах труда, стабильности и, вслед за возникновение уверенности «в завтрашнем дне» – пропорционально – взвивается мотивированное желание к заведению семей, потомства – закономерно растет численность населения в сельских территориях.
Таким образом, возникает обоснованная гордость за державу и реальная возможность патриотического воспитания и возрождения державной культуры.
Политические результаты:
Создается атмосфера удовлетворенности собственным трудом, ощущение стабильности, уверенного развития и состояние, исключающее возмущение и протестные эмоции.
Возвращается доверие к власти, как к профессиональному институту обслуживания гражданского общества.
Складываются необходимые предпосылки и конкретные поводы для интенсивного оттока некогда иммигрировавших в город россиян обратно в село, поверивших в реальные перспективы его возрождения и защищенности крестьянского труда, а также соотечественников, проживающих на постсоветском пространстве, стремящихся адаптироваться на этнической родине.
В результате концептуально сформулированной и детально осуществленной индустриализации возникают дополнительные возможности трудоустройства военнослужащих, увольняемых в запас, соотечественников-переселенцев, трудовых мигрантов жителей близлежащих районных центров, желающих получить работу и иных категорий граждан, которые значительной массой устремятся в село.
Таким образом – создание эффективной инновационной, унифицированной системы социально-производственного развития малого и среднего предпринимательства в АПК и сельских территориях становится мощным фактором политической стабильности, решения демографических проблем и снижения фона социальной напряженности в городах страны.
К реализации предлагаемых мер – в связи с их предельной ясностью, выстроенной последовательностью и простотой – желательно приступать незамедлительно.
Генеральный секретарь СОС РОССЕЛЬПРОФ
Автор проекта «Дорожная Агрокарта» (ДАР) О.Г. Ташаев