Сельскохозяйственная кооперация: состояние, проблемы, пути их решения
30 марта 2017 года в рамках
За последние годы на самом высоком уровне провозглашается об успехах нашего сельского хозяйства, как наиболее динамично развивающейся отрасли, которая значительно сократила импорт сельхозпродукции, увеличила производство мяса птицы и свинины, вышла на первые места в мире по экспорту зерна. Это успехи, которые можно сравнить с цветущими лианами, живущих за счёт соков дерева, которое они обвивают. И дерево это - Российской крестьянство, устои жизни которого разрушаются на сегодня не виданными темпами
В сёлах массово закрываются школы, медицинские учреждения, очаги культуры. Исчезают деревни и сёла. Миллионы гектаров пашни выведено из оборота, земля дичает, сельская местность превращается в дикую безлюдную пустыню. Идёт, как в своё время у индейцев Америки, массовое изъятие земли у крестьянства. На оставшихся землях вопреки статьи 9 Конституции России, земля используется не как основа жизни и деятельности проживающих там народов, которые уже зачастую не имеют к земле ни какого отношения, а как основа для прибыли пришлых, зачастую иностранных предпринимателей.
Во многом это происходит потому, что государство взяло курс на ведение сельского хозяйства на основе латифундий и холдингов, игнорируя массовое развитие и поддержку малого предпринимательства. Хотя заявлений о его развитии со стороны государственных органов – достаточно. Но давайте посмотрим – как эти заявления реализуются?
Согласно ФЗ «О малом предпринимательстве» к малым предпринимателям в аграрном секторе относились те, кто имел занятых до 100 человек и выручку от реализации до 400 мил. руб. Год назад Правительство установило предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для малых предприятий в сумме 800 мил. Руб. То есть крупные предприятия перевели в разряд малых и теперь наше Правительство гордо заявляет о росте численности малых предприятий.
При этом критерий отнесения к малым предприятиям единый, как для торговых сетей, промышленных и прочих организаций, так и для сельского хозяйства. Много это или мало – 800 мил. руб. Сравним для примера с критериями малого предпринимательства в США – там его максимальная сумма составляет не более 250000 S. На рубли – это 15 миллионов, То есть наши малые предприятия могут быть в 55 раз больше, чем в США. А в сравнении с Европой – эта разница ещё больше.
Но малые предприятия не в состоянии конкурировать с крупными, с теми - же торговыми сетями, холдингами. Они могут успешно противостоять крупным структурам только объединившись в достаточно мощные кооперативы. Как писал А. В. Чаянов «в своих кооперативных объединениях мелкие крестьянские хозяйства достигают такой крупноты и мощности, с которыми не могут сравниться никакие крупные частные хозяйства». Именно такой подход к кооперации мы наблюдаем во всех странах мира. Но в современной России ни какие международные принципы кооперации не признаются и не исполняются.
У нас кооперация рассматривается как нечто малое, объединяющее в основном небольшое число ЛПХ и КФХ. Даже законодательно кооперативы отнесены к субъектам малого предпринимательства. Соответственно, создаются крайне мелкие кооперативы, которые по своим оборотам в среднем в 600 раз меньше, чем, например, средний кооператив в США. То есть всё с точностью наоборот. Если в мире превалируют сравнительно небольшие по размерам хозяйства, то мы ориентируем на создание огромных по размерам хозяйств, называя их малыми, и в то же время создаём кооперативы – живопырки.
Эти концептуально неверные подходы к развитию кооперации и малого предпринимательства и являются причиной того, что Россия, вкладывая в сельскохозяйственную кооперацию ещё со времён национального проекта значительные бюджетные средства, имея на сегодня почти в два раза большее число аграрных кооперативов, чем, например, те же США или Германия, так и не имеет кооперации, способной играть заметную роль на рынках сырья и продовольствия.
Это во–первых! Во-вторых - наши кооперативы – это в основном частные коммерческие лавочки, где отдельные мелкие коммерсанты под видом кооперативов присваивают или осваивают бюджетные средства. То есть идёт массовая имитация кооперации в силу не понимания сути кооперации, игнорирования действующего законодательства о сельскохозяйственной кооперации подавляющим большинством руководящих органов и лиц всех уровней власти.
Короткие предложения по исправлению ситуации.
- Внести в ФЗ «О малом предпринимательстве» изменения в части значительного понижения критериев отнесения сельскохозяйственных товаропроизводителей к субъектам малого предпринимательства. В то же время следует установить и минимальный предел отнесения к малому предпринимательству.
- Далее – если тысяча нищих объединиться в какую либо организацию, и каждый из них внесёт туда по 1 тыс. руб – у них будет капитал в 1 мил. руб. Согласно действующему Закону о малом предпринимательстве –это будет крупное предприятие. А рядом 1 или 2 предпринимателя создали предприятие с капиталом 700 – 800 мил. руб. – это будет малое предприятие. Считаю такой подход неверным. Необходимо учитывать - какая сумма капитала приходится на одного сособственника этого предприятия, будь то производственный кооператив, хозяйственной общество или товарищество.
- Для развития малого предпринимательства необходимо, наконец, решить вопрос с порядком изъятия не используемой земли у их собственников и передачу её от имени государства в аренду малым аграрным предпринимателям.
- Необходимо ограничить как максимальные размеры земель латифундистов, так и минимальные размеры земли малых предпринимателей во избежание создания нежизнеспособных хозяйств, наподобие дальневосточного гектара.
- Должна быть государственная программа развития сельскохозяйственной кооперации, предусматривающая с участием государства, создание современных, достаточно мощных, технически и технологически хорошо оснащённых кооперативных предприятий по переработке, хранению, сбыту сельхоз. продукции, оказанию снабженческих услуг.
Сельскохозяйственные товаропроизводители за счёт собственных средств вправе создавать любые, разрешенные законом кооперативы. Но средства государственной поддержки должны направляться на поддержку не мелких, и не эффективных предприятий, или как их называют, «живопырок», а на создание конкурентно способных кооперативов.
- Кооперация должна иметь в сравнении с иными организационно-правовыми формами, более привлекательные условия для сельскохозяйственных товаропроизводителей в части налогообложения и кредитования.
- Нужно ускорить принятие законопроекта, подготовленного с участием всех кооперативных аграрных объединения, и внесенного Минсельхозом России в Правительство, позволяющего, в том числе, исправить нелепости в отношении сельскохозяйственных кооперативов, допущенные в новом ГК.
- Нужно остановить так называемое законотворчество Минюста России в отношении кооперации, запустивший на сегодня так называемый единый законопроект по всем видам кооперации, который по единогласному мнению всех кооперативных объединений, ведёт к полному развалу кооперации.
См. выступление на