Перезагрузка сельского хозяйства Якутии потребует еще 2,7 млрд рублей

Многомиллиардные вливания в сельское хозяйство не раз волновали общественность. Ежегодно «на поддержку» идет до 10 миллиардов из бюджета Якутии, а удои и поголовье все равно падают. Чтобы переломить ситуацию, власти взялись писать новый закон. Он потребует дополнительных 2,7 миллиарда рублей.

ЧТО НОВОГО

Сейчас в Якутии действует закон, принятый в 2002 году. За прошедшие 13 лет федеральные правила изменились, и вместо дополнений республиканский закон решили переписать полностью. С такой инициативной выступил глава Якутии Егор Борисов.
Что не так с нынешним законом? Он противоречит новым федеральным законам 2015 года (что считать неблагоприятными землями) и Гражданскому кодексу (правительство Якутии не может выступать учредителем фонда развития АПК). Также в законе нет новых понятий «начинающий фермер» (с 2012 года), «опорные сельхозорганизации» (с 2014 года). Кроме точечных изменений, необходимо внести два больших раздела: по гарантированным ценам и изъятию земель.
Текст будущего закона разработали в Центре стратегических исследований (подчиняется министерству экономики Якутии). Авторы говорят о шести самых важных нововведениях.
1. Новички
Среди занятых в АПК появятся новые «игроки» — «опорные сельхозорганизации». Их выберут власти из числа работающих непосредственно в селах. Как стать «опорным», пропишут позже. В новом законе укажут только наличие «опорных» и их право на господдержку.
2. Господдержка 
Закон даст возможность расширить господдержку буквально для всего: дороги, инженерные сети, оленьи пастбища, рыбопромысловые и рыбоводные участки, все виды продуктов и кормов. Сейчас денег хватает не на все, но авторы хотят закрепить саму возможность поддержки «на перспективу»: вдруг деньги появятся.
3. Результат 
Ключевая идея закона — результативность. Каждый год бюджет субсидирует миллиарды и просит отдачи в виде «целевых показателей». И каждый год хромает то один, то другой показатель. Авторы законопроекта хотят прописать ответственность за недобор для всех: минсельхоза, муниципалов и кооперативов.
4. Цена 
Закон вводит новое понятие — «гарантированная цена». Власти будут гарантировать не рыночную цену продуктов, а закупочную, по которой кооперативы берут продукцию у сдатчиков. Гарантированная цена поможет местным производителям соблюдать многочисленные техрегламенты (по безопасности, упаковке, маркировке).
5. Зарплата 
У сельских жителей самая низкая зарплата в Якутии: у рыбаков — 12 тысяч рублей, охотников и сельхозработников — 16 тысяч. Это в три раза меньше, чем в среднем по Якутии, и в пять раз — чем у промышленников. В законе хотят закрепить «обязательную планку» — не ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда). На сегодня это 15300 рублей.
6. Земля
По данным МИЗО, в Якутии 19 миллионов гектаров числятся как земли сельхозназначения. При таких богатствах кому-то земель не хватает, другие имеют, но не осваивают. Чтобы навести порядок, в районах создадут Фонды перераспределения земель. Речь идет именно о вторичном распределении. Фонды смогут выкупать или принудительно изымать участки. Кроме фондов в каждом районе должны появиться учреждения по муниципальному земельному учету (сейчас есть только в пяти-шести районах). Обе структуры помогут нуждающимся фермерам найти пустые участки.

СПРАВКА «ЯВ»
Принятие проекта закона «О развитии сельского хозяйства» потребует дополнительного финансирования из бюджета Якутии. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указана сумма в 2 миллиарда 684,9 миллио­на рублей. Эти деньги необходимы «в дополнение к запланированным». Наибольшая часть средств (более 2 миллиардов) пойдет на «гарантированный закуп» продукции. Кроме того:
396,3 млн — содержание «земельных» специалистов ­ в­ ­районах;
82,3 млн — господдержка продуктов из привозного сырья;
60 млн — софинансирование инвестпроектов в районах;
32,6 млн — информационно-техническое и аналитическое обеспечение;
13,5 млн — соблюдение техрегламентов;
10,9 млн — учет скота, лошадей и оленей;
9,2 млн — разработка­ системы ведения сельхозпроизводства;
8,5 млн — выкуп участков для Фондов перераспределения земель.

МНЕНИЕ РАЗРАБОТЧИКА

Семен ПЛОТНИКОВ, первый заместитель руководителя Центра стратегических исследований Якутии (один из разработчиков закона):
— Новый закон упорядочит отношения между субъектами сельхоздеятельности. Наша задача — не только привести республиканский закон в соответствие с федеральными нормами, но и прописать все «правила игры». Схема работы во всех отраслях сельского хозяйства должна стать прозрачной и понятной всем. Особенно — схема финансирования. Ожидаем, что фермеры, то есть непосредственные производители, получат больше помощи, что скажется на росте объемов производства. А наращивание объемов и есть одна из целей законопроекта.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — ПРОДУКТЫ

Насыщение рынка — не «одна из», а главная цель будущего закона. Так считают эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Якутии. Текст документа изучила специальная рабочая группа и внесла несколько предложений. Первое из них касается именно целеполагания. Зачем нужен новый закон? Четкого ответа пока что нет. В статье «Цели и принципы» вместо главной цели отсылка к федеральному закону. Далее идет перечень дополнений.

Александр КУГАЕВСКИЙ, директор финансово-экономического института СВФУ им. М.К. Аммосова, сопредседатель регионального штаба ОНФ и член Общественной палаты Якутии:
— Какова цель законопроекта? Прописать поддержку? Нет, конечно. Основная цель — обеспечить население местными продуктами. Этот вопрос мне кажется самым существенным. Весь механизм регулирования и все усилия должны быть направлены именно на это.

ДАЙТЕ ГОЛОС СОЮЗАМ

Чтобы насытить рынок, нужно помочь фермеру. Для этого будущий закон обещает «гарантированные закупочные цены». Фермеры просят, чтобы цены были еще и справедливыми, то есть не только покрывали расходы, но и приносили доход. За счет дохода фермеры могли бы расширяться и, в конечном итоге, выполнять главную цель закона.

Валерий ЕФРЕМОВ, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Якутии:
— Нам нужны союзники в одном из самых важных вопросов — утверждении закупочной цены. Закупочная цена — цена, по которой мы продаем мясо и молоко заготовителям. Устанавливают ее совместно с заготовителями, но положение у нас неравное. Заготовители — уполномоченные, то есть утвержденные чиновниками. А на стороне фермеров-сдатчиков — никого. Нас могли бы защитить отраслевые союзы и ассоциации, но у них нет права голоса. Чтобы закон действительно поддержал фермеров, нужно обязательно согласовывать итоги переговоров по ценам с фермерскими союзами.

Василий ЕРШОВ, руководитель регионального отделения Партии Возрож­дения Села в Якутии:
— Будущий закон просто констатирует: союзы могут участвовать в работе. А что это значит? Я посидел на совещании, послушал, выходит, уже участвовал. В федеральном законе о сельском хозяйстве тоже говорится, что союзы к работе просто «привлекаются». Тем временем во всех развитых странах Европы и США ни одно изменение в закон или нормативный акт не вносится без согласования с сельхозсоюзами. А у нас этого нет. Союзам отдан общественный контроль. Этого недостаточно. Мы настаиваем, чтобы все документы по регулированию сельского хозяйства проходили согласование с союзами и ассоциациями.

По словам Василия Ершова, союзы помогут перераспределить доходы внутри системы: между заготовителями и фермерами в пользу фермеров. Сейчас фермеры получают условно 30% из всех средств господдержки. Остальное идет на строительство объектов и разные мероприятия.

ПОЖАЛЕЙТЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Для фермеров важны закупочные цены. Для покупателей — розничные. Как новые правила повлияют на рынок? Этот вопрос задают члены регионального отделения общества «Знание». В качестве примера приводят мясной ценник на Крестьянском рынке в Якутске. Производителей много, но цена на мясо одна — 500 рублей за килограмм. Общественников интересует, что новый закон говорит о наценках спекулянтов и может ли защитить потребителей.

Семен Плотников, первый заместитель руководителя Центра стратегических исследований Якутии:
— В будущем законе есть статья о развитии рынков. К сожалению, сейчас Крестьянский рынок «Сайсары» не является сельскохозяйственным с юридической точки зрения. То есть он не дает фермерам право бесплатно занимать торговое место. Новый закон как раз должен сподвигнуть рынок превратиться в кооперативный. Тогда члены кооперативов могли бы свободно приезжать и торговать без платы за место. И таких рынков в Якутии должно быть несколько. Наша задача — создать целую сеть.

ВСЕМ МИРОМ

Чтобы учесть мнение каждого, власти запустили широкое общественное обсуждение. Глава республики лично съездил в несколько районов. По итогам поездок прошло пять совещаний в правительстве. Дано задание обсудить будущий закон в каждом поселении (коих более четырех сотен). Все протоколы совещаний попадут в специальную рабочую группу. Чтобы никого не обидеть, авторы закона обещают разместить в сети Интернет лист «согласованных и отклоненных предложений». Некоторые ученые считают такое рвение излишним. Привлечь экспертов — это одно. А вот обязательный сбор предложений от каждого села — уже перебор.

Николай СЛЕПЦОВ, кандидат исторических наук, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова:
— Дело не в том, чтобы собрать как можно больше предложений, а чтобы это были качественные предложения. Нужна хорошая экспертная комиссия. Хочу добавить, что сам текст требует тщательной доработки. Закон должен быть написан в правовом стиле и без ошибок, нам по нему жить.

***

Текст законопроекта доработают до конца октября. В ноябре окончательный вариант ожидают в правительстве, чтобы потом передать его в Ил Тумэн, должен вступить в силу 1 января 2017 года.

Источник

26.10.2015